Оползень: администрация предлагает фрукты
Мнения и аналитика 1.12.2021 553
Мы уже писали о драматических событиях в Сергей Поле ( Оползень: хроника событий), последствия которых сочинцы и гости курорта ощущают и сегодня – штатное движение по федеральной трассе Джубга-Сочи в районе Мамайского перевала не восстановлено до сих пор. Первый раунд в объявленной мэром Алексеем Копайгородским чрезвычайной ситуации администрация города отыграла образцово: МЧС, Росгвардия, представители всех служб городской и районной администраций развернулись на месте событий без промедления, работали слаженно, эффективно – никаких замечаний у пострадавших к ним не было. Более того, все отметили профессионализм и человеческое участие заместителя мэра Галины Москалёвой – это факт. Всех нуждающихся расселили в АкваЛоо, предоставили место хранения оставшегося имущества. Вывозили имущество, кстати говоря, и волонтёры администрации в том числе. У жителей, потерявших свои дома затеплилась надежда: сочинский муниципалитет своих не бросит, поможет.
По факту строительства посёлка «Горная Поляна» - так называлась группа коттеджей, снесённых оползнем – завели уголовное дело. Начались вопросы – откуда земельный участок, кто строил, кто разрешил, кто продавал… Интересные дела стали всплывать на поверхность: участок под посёлком был когда-то школьным футбольным полем, а в 2019-ом году уже частное лицо(сочинский парень) продало его под застройку некоей группе лиц из Челябинска. А места эти значились в Сочи как оползневые, а всего за пару лет до наших событий там уже сходил страшный оползень. Меньший по масштабам, но тем не менее, учёба в новой школе стала невозможной – дорога к ней повисла на честном слове. Местный муниципальный чиновник Ибрагим Караев бодро давал интервью телекомпании ЭФКАТЕ об опасных здешних местах, об оползнях, о том, что он уже доложил обо всём в администрацию города.
Пролетело всего несколько лет – и вот, День Сурка: тот же Караев, то же место(только метров на 150 пониже), тот же оползень, та же администрация… Только теперь оползень снёс целый посёлок, все 22 дома!
Конечно, стали задавать вопросы: как же так, кто разрешил строительство в этом месте, кто принёс горе людям?
Администрация Сочи сказала сразу решительно и твёрдо: это не мы, всё сделал «залповый выброс осадков», про оползни ничего не знаем, разрешений на строительство никому не давали, как строили – не видели, материальную помощь выплатим. На 22 семьи, потерявших свои дома выплатили 150 тысяч рублей – на всех, на все 22 дома.
Застройщик также решительно заявил: ничего не знаю, все разрешения есть, а дома люди покупали у частных лиц. Никакого посёлка мы не строили, про оползни нам никто ничего не говорил. Помимо проданных домов, застройщик успел ещё и по 200-300 тысяч рублей собрать с домовладений «на газ». Газ так и не появился, посёлок исчез под оползнем, а краснодарских газовщиков стали сажать в тюрьму за махинации. Тоже вопрос: а по деньгам «на газ» - к кому теперь?
Пока обратились к следователю – рассказали всё ему. И о том, что местные жители вели войну с застройщиком – говорили ему о том, что здесь строить нельзя: оползень. О том, что писали письма в администрацию города: нельзя здесь строить – оползень!!! Реакция отсутствовала напрочь и местный житель Гагик тоже потерял в оползне свой немалый дом вместе с участком в 35 соток, садом, запасами, надворными постройками… Представляете, как он относится сейчас и к администрации и к застройщику? "Кущить нэ может"!
После выплат в 150 тысяч на 22 домовладения администрация города взяла паузу – пострадавших не беспокоили. Пострадавшие в это время объединялись, разрабатывали планы действий – но активных усилий не предпринимали: ждали. Понимали, администрации нужно время для оценки ситуации и выработки предложений. Съездили только к Бастрыкину с очень коротким и вежливым письмом – просили поддержать следователя и оградить его от возможного давления. А что – среди пострадавших есть и весьма солидные фигуры, со связями, с опытом поведения в разных ситуациях. Бастрыкин письмо прочитал лично – так уверяют подписанты, про реакцию руководителя СК пока ничего не известно.
Наконец, более чем через месяц, администрация пригласила всех пострадавших на встречу. Встречу назначили в кабинете директора комплекса АкваЛоо – там до сих пор живут лишившиеся своих домов люди. Ждали мэра Копайгородского, но встречу провела Галина Москалёва (заместитель мэра, руководитель аппарата администрации города) с внушительной комиссией из городских и районных чиновников Сочи. На каждого пострадавшего уже была подготовлена папочка с оценкой его имущества в Сочи, для некоторых(троих вроде как) были подготовлены некие предложения земельных участков – без конкретики, абстрактно так. Остальным – ничего, ни участков, ни компенсаций. Ошарашенным людям в достаточно вежливой, но твёрдой форме заявили: знать ничего не знаем, всё по Закону, ничего мы вам не должны, если не согласны – добивайтесь через суд. Это – суть встречи. Конечно, некоторые из «лишенцев» реагировали очень эмоционально – крики были слышны далеко за пределами даже приёмной директора.
Люди потеряли дома, люди потеряли деньги, люди потеряли часть своей жизни, рухнули планы и надежды – виновных нет, администрация претензий не принимает, застройщик на встречу не пришёл.
Зато на большом столе в кабинете директора стояла огромная ваза с фруктами, красивая и яркая. Эту вазу поминал потом каждый(!) из пострадавших. И про «рябчиков жуй» вспомнили, и про последний день у буржуя. С фруктами промашка вышла, Галина Александровна – совсем не к месту они были, раздражали очень, сильно повышали градус эмоций. Тем более, что никому из присутствующих их не предложили, даже детям – зачем приносили-то?!
Не в вазе дело, конечно. Растёт негатив в Сочи, падает доверие к властям. Очень болезненный нарыв начал образовываться в Сергей Поле на улице Новошкольной - не рассосётся. История с оползнем продолжается, после этой встречи люди поняли: свои дома им придётся защищать самим, администрацию города Сочи и застройщика они стали воспринимать как единую, виновную и враждебную суть.
Люди готовятся к борьбе.
Антон Николаев, автор